Пятница, 14.08.2020, 23:44
Приветствую Вас Гость




Сайт учителя истории и обществознания
Артемьевой Елены Витальевны

МБОУ СШ №9 г. Камышин
Волгоградской области




Этот день в истори
День в истории
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка


Внеклассное мероприятие для 7 класса «Колесо истории»
06.11.2018, 19:44

Внеклассное мероприятие для 7 класса «Колесо истории»
Цели игры:

1.    Обобщить и расширить знания детей по истории России
2.    Развивать необходимые коммуникативные умения: навыки совместной работы в группе, культуру речи
3.    Формировать устойчивый интерес к предмету, воспитывать чувство уважения к своей истории
Правила игры:
1.    Участвуют три команды (дружины), у которых приколоты банты желтого,  красного, синего цвета
2.    В игре 3 тура, каждый тур начинается с инсценировки
3.    После каждой инсценировки ведущие задают игрокам вопросы
4.    Каждая команда получает карточку с вопросом, на обсуждение которого дается 15 секунд.
5.    Команды записывают ответ, а озвучивают его воеводы по очереди.
6.    За каждый правильный ответ команда получает 100 верст.
7.    Правильные ответы после команд озвучивает«мудрослов»

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!  «Колесо истории» приветствует вас. Это игра  об истории России, о ее культуре, традициях, боевом прошлом, т.е. о всем том, что мы должны знать и помнить.


Ведущий 2. Мы  приветствуем всех, кто сидит в этом зале, и приглашаем всех в увлекательное историческое путешествие.


Ведущий 1. На нашей игре сегодня встречаются три дружины: красные, синие, желтые (представляются  команды и их воеводы).  


Ведущий 2. Нам нужно пройти сегодня 1300 верст за время нашей игры. И мы отправляемся в путь.


1 тур


Ведущий 1. Перенесемся в старые, давние времена. В суровом противоборстве складывалось наше государство, тяжелые времена ему пришлось пережить.
Ведущий 2.  Давайте вспомним  боевое прошлое русского государства.
Сцена первая

Музыка из оперы «Князь Игорь» (колокольный звон). На сцене князь и воевода.
Воевода. Не желаешь ли, князь, я покажу тебе приметы, по которым ты узнаешь, что случится вперёд?
Князь.Согласен, Боброк, но гадание будем держать в тайне.
Боброк. Оборотись к татарской стороне и слушай. (оба прислушались)
Боброк. Что, князь, слышал?
Князь. Слышал грозу великую.
Боброк.Оборотись теперь на полки русские.
Князь. Не слыхать ничего, тишина великая. Вижу только множество огней и зарево от них.
Боброк. Князь, огни – это доброе знамение тебе. Призывай помощь небесную и верою не оскудевай! Есть у меня ещё приметы…
Князь. Ну,  что, брат, каковы приметы? Не томи.
Боброк. Тебе одному, князь, поведаю об этих приметах. Одна примета – тебе на великую радость, а другая – на великую скорбь. Слышал я, как земля горько плакала: с одной стороны, казалось, будто мать о детях своих плачет, по татарски причитает. С другой стороны, слышалось мне, будто девица плачет в великой скорби и печали. Много видывал я битв. Не раз изведывал и всякие приметы, знаю их. Уповай на милость божию. Татар ты одолеешь, но и твоего воинства от вражьего меча ляжет многое множество.
Князь. Что ж, как богу угодно, пусть так и будет.
Вопросы первого тура
Ведущий 1.
1. Когда и накануне какой битвы состоялся этот разговор между князем и его дружинником?
Ведущий 2. Этот разговор состоялся между князем и его самым опытным воеводой, возглавившим засадный полк во время битвы, который завершил разгром ордынцев. Давайте уточним . Внимание второй вопрос!
2.  А как звали князя и его полководца?
Выберите из предложенных вариантов:
Князь:  Александр Ярославич,  Дмитрий Иванович,  Иван Васильевич
Воевода:  Гавриил Олексич,   Дмитрий Боброк,   Даниил Холмский
Ведущий 1.  Известно, что в Ледовом побоище никто не кричал «ура», зато в Куликовской битве этот клич был слышен с обеих сторон.       
3. Откуда на Руси появился этот боевой клич – клич «ура»?
А) от перебежчиков из Орды
Б) заимствован у византийцев
В) заимствован у половцев
Ведущий 2. Да, воистину чудеса героизма проявлял русский народ в борьбе с монгольским нашествием. Несколько веков продолжалась эта борьба . А давайте вспомним как она закончилась? Внимание, вопрос.
4. Какое событие положило конец ордынскому владычеству?
 А) битва на реке Воже
Б)  Куликовская битва
В)  «стояние на реке Угре»
Ведущий 1. Открытый вызов тогда хану Ахмету бросил Иван III. Нужно было иметь большую смелость, чтобы принять решение, а потому, уповая на волю божию, отправился он со всей своей семьей к заутрене.  Внимание, вопрос?
5. Роспись каких мастеров-иконописцев  могла увидеть царская семья в соборе Московского Кремля?
А) Андрея Рублева
Б) Феофана Грека
В) Симона Ушакова
Подойдите к нашей картинной галерее и отметьте нужное вам изображение соответствующим бантом
2 тур
Ведущий 1. Итак, покончено с ордынским владычеством. Казалось, можно теперь народу вздохнуть свободно. Но не тут-то было. Снова настали тяжелые и даже мрачные времена.
Ведущий 2. Мы продолжаем наш путь и  совершаем новый поворот колеса истории на нашей игре.
Звучит музыка из оперы «Борис Годунов»
Сцена вторая
Царь. Немного дней осталось мне, явиться пред судьёй пришла пора. Но я не дам моим врагам торжествовать и с миром все мои покончу счеты. Борис! Сходи в опочевальню – там под образами лежит начатый мною синодик. Принеси его сюда. Ни одного из тех, которых я казнил за их измены, я не оставлю без поминовенья.
Борис приносит книгу.
Царь. Что, взял? Да, это тот синодик. Прочти мне вслух, возьми перо и если кого-нибудь еще припомню я, того ты впишешь.
Борис читает. Успокой, господь твоих рабов: боярина Михайлу, боярина Василия с женою, да их холопей  30 человек, крестьян опальных сёл и деревень боярина Морозова, числом до тысячи двухсот, новгородцев, избиенных  12 тысяч.
Царь. Постой там кто-то говорит за дверью, посмотри!
Борис. Дворецкий твой из слободы приехал, государь
Царь. Об эту пору? Ночью? Позвать его. (Входит дворецкий). Зачем приехал ты?
Дворецкий. Царь-государь! Гнев божий нас постиг! Вчерашнего утра в твой царский терем ударил гром и сжёг его дотла!
Царь. Теперь? Зимой?
Дворецкий. Гневбожий, государь. Никто не помнит, чтоб когда зимой была гроза.
Царь. Да, это божий гнев. В покое том я сына умертвил. Борис, оставь теперь синодик, закончим позже. (Низко кланяется). У всех у вас  прощения прошу.
Вопросы второго тура.
Ведущий 1. Вы, конечно же, узнали  этого царя?  Да,  это Иван IV Васильевич  Грозный.
6. А как назывался особый порядок, который царь ввёл в 1565 году и с какой целью он это сделал?
Ведущий 2.  В конце своей жизни Иван Грозный пережил личную трагедию, которая тяжело отразилась и на судьбе всей страны.   
7. О какой личной трагедии Ивана Грозного идет речь, и как это событие отразилось на судьбе государства?
Ведущий 1. Да, немало  бед  и страданий принес Иван Грозный  стране. Но и великих дел было множество. Прежде всего, укрепилась безопасность Русского государства, перестали существовать враждебные Руси ханства.  
8. Какие враждебные Русскому государству ханства были ликвидированы при Иване Грозном?
А) Крымское ханство
Б) Астраханское ханство
В) Казанское ханство
Г) Ногайское ханство
Д) Сибирское ханство

Ведущий 2. Действительно, устранение этих враждебных государств имело огромное значение для безопасности и развития Русского государства. Недаром государь приказал построить в честь взятия Казани храм на Красной площади.   
9. Какой храм был построен в честь взятия Казани?
А) Казанский собор
Б) Покровский собор
В) Успенский собор
Подойдите к нашей картинной галерее и отметьте нужное вам изображение соответствующим бантом
3 тур
Ведущий 2. Мы продолжаем крутить наше колесо истории . Закончился XVI век, начался век XVII.
Звучит мелодия песни «Из-за острова на стрежень»
Сцена третья
На сцене атаман, сидящий за столом. Входят два казака.
Казак старший.Бывай здрав, козаче-родня!
Атаман. Бывай здрав! А-а, и крестник тут? Без отписки круга на богомолье утёк, то не ладно, казак!
Казак младший. Прости, крёстный!
Атаман. Ладно, ладно. До нас тут вести из Москвы дошли.
Казак младший. Да. За мою голову Москва рубли сулила, да не уловила меня. Вишь, сюда мы путь наладили.
Атаман. Нашли путь, крестник! Путь к нам с Москвы ведом.
Казак старший. Ты, родня-атаман, знай: Москва давно хочет склевать казацкую вольность, посадила воевод по всей земле русской, лишь на вольном Дону  мало сидят воеводы.
Атаман. Ты, дед Тимофей, осторожней с такими словами. У нас тут посланец боярин от Москвы, пришел просить суда над сыном твоим старшим. Пускай сын теперь нам поведает, что на Москве было.
Казак младший. Атаман, Москва совсем зажала народ! Куда ни глянь – дыба да кнут. Народу соли нет, бояре соль под себя взяли. Ну вот, пришел я на торг, а там народ шумит, веди, говорит, на бояр – соль добудем! Вот и сам посуди, зовут казака обиженные, как ему не идти? Вот и пошли, двор боярина Морозова разнесли в пух и прах, ну, убили дьяка Чистого. Ну, а потом пограбили царевых ближних. Бояре грабят, пошто и народу не пограбить бояр? Вобщем, мстился народ. А утром, глянул я: висит на торгу бумага – «искать атамана», читаю – мои приметы. Вот и угнал я на Дон.
Вопросы третьего тура.
Ведущий 1.
10. О каком известном городском восстании рассказывает главный герой сцены.
А) о соляном бунте
Б) о хлебном бунте
В) о медном бунте
Ведущий 2. Интересно, что современники назвали 17 век «бунташным».  Действительно, в истории России невозможно обнаружить такого количества антинародных выступлений, как в 17 столетии. Характерно, что большинство выступлений происходило при царе, получившим в народе прозвище «Тишайший».
11. В период правления какого царя произошло  это восстание?
А) в период правления  Михаила Федоровича
Б) в период правления Алексея Михайловича
В) в период правления Петра Алексеевича
Ведущий 1. Итак, мы вспомнили некоторые страницы истории нашего государства. А давайте теперь выясним, как же наши предки жили в это время, а главное – чем они питались?
Ведущий 2. Внесите, пожалуйста, угощение
Звучит русская народная музыка. Выносят поднос с продуктами
Ведущий 1.
12. Я приглашаю наши дружины к столу. Подойдите к столу,  выберите и запишите те продукты, которых не могло быть на столах россиян в XVI – XVII веках
Продукты:  картофель, морковь, черный хлеб, лук, огурцы,  гречка, рис, горох, помидоры, грибы, кислая капуста, пельмени, макароны, квас, перец, чеснок, сахар
Ведущий 2. Подведем итоги 3 тура.
Ведущий 1. Ну, что же, после такого стола, можно  и повеселиться.
На сцене русский народный танец.
Ведущий 2. Мы закончили на сегодня наш путь. Просим команды выйти . Мы имеем следующие результаты___.  Победителем нашей игры стала команда ___.  (Вручается грамота). Но побежденных  у нас  нет. Участие в нашей игре не предполагает побежденных.
Ведущий 1. Все мы учимся,  вспоминаем  прошлое нашей страны.  И потому все участники заслужили поощрение. (Вручение призов). Мы благодарим вас за участие в игре «Колесо истории» и за те знания, которые вы сегодня показали.
Звучит финальная музыка.


«Колесо истории».    Ответы
1.    По преданию, на рассвете, 7 сентября 1380 года, великий князь с воеводой объезжали полки. Тогда и предложил воевода испытать свою примету. Это было за день до Куликовской битвы
2.    Во время Куликовской битвы во главе русского войска стоял великий князь Дмитрий Иванович, получивший прозвище Донской. Переодевшись в доспехи простого ратника, он сражался в рядах воинов большого полка. Во главе засадного полка стоял самый опытный полководец Дмитрий Боброк Волынский.
3.Слово «ура» монгольского происхождения.  До Куликовской битвы его не употребляли русские воины. К 1380 году этот боевой клич появился на Руси вместе с перебежчиками из Орды, среди которых было много христиан.
4.    В 1480 году хан Ахмат предпринял карательный поход на Москву, но дошел он только до реки Угры, близ Калуги. Там он  был остановлен русской ратью. Наступать хан Ахмат так и не решился. Так, почти бескровно, стоянием на Угре закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество.
5.    Как известно, после Куликовской битвы начинается подъем московского искусства. Огромный вклад в развитие  живописи начала 15 века внёс Феофан Грек. В Москве он расписал церковь Рождества, создал фрески для Архангельского собора и иконостас для Благовещенского собора. Еще одним ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный русский художник Андрей Рублёв. Вместе с Феофаном Греком он в 1405 году расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле.
6.    В 1565 году Иван IV учредил в стране особый порядок, получивший название опричнины. Опричнина представляла собой  систему устрашающих мер для борьбы с предполагаемой изменой в среде бояр. Царь хотел ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их влияния на государственные дела и тем самым полностью стать единовластным правителем.
7.    В 1581 году Иван Грозный вверг страну в династический кризис. Во время спора со старшим сыном Иваном он в приступе слепой ярости убил царевича. Гибель наследника Ивана, сподвижника отца, серьезно осложнила политическое положение Русского государства, так как другие сыновья были неспособны управлять государством: Федор был недееспособным, а Дмитрий был еще ребенком.
8.    В 1552 году пало Казанское ханство. В 1556 году было завоёвано Астраханское ханство. Иван IV получил титул царя Казанского и Астраханского. В 1581 году по приказу царя казаки под командованием Ермака Тимофеевича двинулись на сибирского хана Кучума и разбили его. Московский государь получил также титул «царь Сибирский».
9.    Взятие Казани и победа над Казанским ханством случились в день Покрова Пресвятой Богородицы, в начале октября 1552 года. Поэтому в 1555 году, по приказу Ивана Грозного, в память об этом событии началось строительство Покровского собора, известного также как Собор Василия Блаженного.
10.    Речь идёт о  Московском восстании 1648 года, известном как «Соляной бунт». Это одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 века. Причиной его стало то, что правительство боярина Морозова ввело дополнительную  пошлину на некоторые товары массового спроса. Особенно подорожала соль, которая в тот период была основным консервантом. Это и вызвало массовое недовольство.
11.    «Соляной бунт» произошел в годы царствования Алексея Михайловича из династии Романовых, получившим в народе прозвище Тишайший, т.е. незлобивый, милосердный, спокойный, мягкосердечный.
12.    При Петре I  в XVIII веке из Америки в Россию были завезены картофель и помидоры. После Петра в России из Китая через Сибирь появились пельмени, а из Италии -  макаронные изделия. Также россияне не употребляли сахара, его производство в России началось в XIX веке.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: artemlena2014 | Теги: игра, методическая копилка, колесо истории
Просмотров: 176 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Электронный журнал
Мини-чат
Сайт учителя истории и обществознания Артемьевой Елены Витальевны