Пятница, 14.08.2020, 23:22
Приветствую Вас Гость




Сайт учителя истории и обществознания
Артемьевой Елены Витальевны

МБОУ СШ №9 г. Камышин
Волгоградской области




Этот день в истори
День в истории
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сталинградская битва (классный час)

Цель: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за    прошлое своей страны.

Задачи:
1.    Познакомить учащихся с ходом Сталинградской битвы;
2.    Пробудить в учащихся чувство гордости за свой народ и за прошлое свой страны в Сталинградскую битву и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
3.    Продолжить воспитание патриотизма.
Поручения: подготовить доклад о ходе Сталинградской битвы (ученик 1),    выучить стихотворения о Сталинградской битве (ученик 2).
План.
1.    Вступительное слово учителя;
2.    Ход Сталинградской битвы. Оборонительный этап.
3.    Ход Сталинградской битвы. Наступательный этап.
4.    Заключительное слово.

I.    Вступительное слово.
     Особенное значение в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны имела Сталинградская битва. В литературе все историки, политики и полководцы оценивают ее, как начало коренного перелома во Второй мировой войне.
     Г.К.Жуков пишет в своей книге: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой».
     С такой оценкой нельзя не согласится. Если предположить, что не было победы под Сталинградом, то становится ясно, что немцы закрепились бы на Кавказе, в Поволжье, предприняли бы новое наступление на Москву, и война затянулась бы на долгие годы, полные лишений и страданий нашего народа.
     Увидев наше поражение, союзники вряд ли остались с нами. Они и так затягивали открытие второго фронта в Европе, наблюдая за ходом событий и ожидая, кто окажется сильнее – мы или немцы.
Ученик 2: Много позже немецкий поэт Эрих Кестнер напишет:
«Когда бы мы вдруг победили
  Под звон литавр и пушек гром,
  Германию бы превратили
  В огромный сумасшедший дом
  Когда бы мы вдруг победили
  Мы стали б выше прочих рас
  От мира бы отгородили
  Колючей проволокой нас.
  Когда бы мы вдруг победили
  Тогда б всех мыслящих судили
  И тюрьмы были бы полны
  Когда б мы только победили
  Но, к счастью, мы побеждены».
Ученик 1: После Сталинградской битвы все поняли, что наступил поворот, и сомнения в нашей силе исчезли. Мы начали новый наступательный этап в войне, приведший к победе над фашистской Германией.


II.    Ход Сталинградской битвы. Оборонительный этап (17 июля – 18 ноября 1942г.).
Ученик 1: После поражения немецко-фашистских войск под Москвой и крушения стратегии молниеносной войны немецкое командование решило вернуть летом 1942г. Стратегическую инициативу на советско-германском фронте и довести до конца основные цели плана Барбаросса.
 В соответствии с директивой А.Гитлера от 23 июня 1942г. немецкие войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут затем удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути  русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к острогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.
 Ученик 2:
«И тишина была до срока.
  И грянул срок - и началось!
  И по шоссе пошли потоком
  К востоку тысячи колёс.
  Пошли и это означало,
  Что впереди, на фронте, вновь
  Земля уже дрожмя – дрожала
  И пылью присыпала кровь».
Ученик 1:  Бои на дальних подступах к Сталинграду начались 17 июля 1942г. С немецкой стороны действовала 6-я армия Паулюса. 31 июля ударная группировка была усилена 4-й танковой армией Гота, снятой с Кавказского направления.
Им противостояли 62-я и 64-я армии Чуйкова и Шумилова. Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Город подвергся бомбардировки с воздуха. Это был акт террора, предпринятый с целью деморализовать защитников города.
Ученик 2: «На улице Пушкина произошло прямое попадание бомбы в родильный дом. Дом обрушился, раздавив рожениц и младенцев. Горел госпиталь. Раненые в обмотках и гипсе добирались с трудом до окон и бросались вниз. У пристани столпилась громадная толпа беженцев. Из резервуаров хлынула горящая нефть и сгорела вместе с людьми».
«Стало сердце, как твёрдый камень.
Счёт обиды моей не мал.
Я ведь этими вот руками
Трупы маленьких поднимал.
Гнев мне сердце сжигает яро,
Дай, судьба, мне веку и сил!
Я из дымной пасти пожара
Братьев раненых выносил.
Ненавижу я их глубоко
За часы полночной тоски
И за то, что в огне до срока
Побелели мои виски».
Ученик 1: На защиту Сталинграда встали отряды народного ополчения, рабочие на стенах родного Тракторного завода написали: «Немцы! Вы ещё проклянёте тот день, когда вы пришли сюда. Лучше не лезьте! Сталинград станет вашей могилой».
13 сентября начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли на смерть.
В ожесточённой борьбе за город особо отличились бойцы 13-й гвардейской дивизии генерала А.И. Родимцева. Группа разведчиков возглавляемая сержантом Я.Ф. Павловым, захватила 4-х этажный дом и удерживала его в течение 58 дней.
Ученик 2:
«Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
На смерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад.
Он защищал Сталинград».
Ученик 1: К ноябрю 1942г., потеряв более 700т. солдат, немецкая армия выдохлась так и не сумев захватить города.


III.    Ход Сталинградской битвы. Наступательный этап (19 ноября 1942г.-2 февраля 1943г.).
Ученик 1: К осени 1942г. советские войска стали усиливаться артиллерией, танковыми и авиационными частями, живой силой. В ставке военного главнокомандующего начал разрабатываться план контрнаступления: план «Уран» и «Кольцо». Их идея сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, окружить её и ликвидировать.
Провести план в исполнение поручалось генералам Ватутину, Рокоссовскому, Ерёменко, под общим руководством Жукова.
Контрнаступление началось 19 ноября 1942г. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями.
Советские танковые группы стремительным броском вышли к Дону, захватили переправы и в районе Калача замкнули кольцо окружения. В мешке оказалась 300 тыс. группировка противника. Германское командование предприняло попытку деблокировать окружённые войска ударом танковой группы «Дон», но немецкие танки были остановлены.
 Ученик 2:    
«Когда на излучине Волги
  У локтя великой реки
  Разбились они – на осколки,
  И треснули на куски,
  Какая была отрада
  Не верилось: вот – уйдут,
  О, яростный блеск Сталинграда!
  Бессмертный сердец редут!»
Ученик 1: 10 января 1943г. Донской фронт под командованием Рокоссовского приступил к ликвидации окружённых немецких войск. 31 января ввиду безвыходности положения сдался фельдмаршал Паулюс, а 2 февраля сдались в плен последние немецкие солдаты в Сталинграде. Этим была завершена историческая 200 дневная битва под Сталинградом. В плен было взято 91т. немецких солдат, общие потери составили до 1,5 млн. солдат
  Ученик 2:
«О вы, штандарты дедовских побед,
  России величавая отрада!
  Развеяв Гитлеровский бред,
  Меж вас пылает знамя Сталинграда,
  Огни его горят, как ордена,
  Он истинный наследник нашей славы,
  В нем ветер, залетевший от Полтавы,
  И дым пороховой Бородина».

 

IV.    Заключительное слово.
Учитель: После ликвидации окружённой группировки нем. Войск под Сталинградом, фашисты в панике бежали с Кавказа, боясь нового котла. Советские войска, развивая зимнее наступление на запад, заняли Ростов, Новочеркасск, Курск, Харьков и ряд других важных районов. Общая оперативно-стратегическая обстановка для противника резко ухудшилась на всём советско-германском фронте.
Победа на Волге вызвала подъём национально-освободительного движения в странах, порабощённых фашистами. В Югославии, Чехословакии, Польше нарастала борьба против оккупантов.
     О Сталинграде помнят в Европе особенно во Франции. Его именем в разных городах названы школы, улицы, площади, а в Париже станция метро. Появился и в Барнауле бульвар защитников Сталинграда. Давайте помнить нашу историю и гордиться ею.

 

 

Вход на сайт
Электронный журнал
Мини-чат
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Сайт учителя истории и обществознания Артемьевой Елены Витальевны